Что понимают под умозаключением как формой мышления
Познание мира и своего места в нем – одна из важнейших потребностей человека. Отсутствие плодотворной познавательной деятельности ведет к деградации мотивационной составляющей, попросту к утрате человеком интереса жить. А это – прямой путь к личной катастрофе. В основе познания лежит умозаключение как форма мышления, которая позволяет человеку делать собственные заключения на основе имеющихся у него знаний.
Содержание
История исследования умозаключений
Над тем, как упорядочить приобретенные в процессе жизненного опыта знания, и как ими распоряжаться для построения разных умозаключений, работает наука логика. Древнейшая наука, которая стала прародительницей всего современного познавательного аппарата, была основана древнегреческим философом Аристотелем в 300 годах до нашей эры. Именно он написал первые труды, которыми определил основные категории системы построения логических конструкций.
Логика Аристотеля до нынешних дней используется во всех сферах научной деятельности. Ее аппаратом научные суждения проверяются на истинность и на ложность, на ее принципах созданы современные компьютерные программы.
Опираясь на ее законы, люди пытаются понять мир и друг друга. Мы пользуемся так называемой формальной, или бинарной, логикой, в которой все суждения поделены на ложные и истинные.
Формальная логика – не единственная наука, которая исследует интеллектуальную деятельность человека. Есть около трех десятков видов неклассической логики, каждая из которых выстраивается на базе какого-то определенного подхода. Чаще всего это узкоспециализированные логики, как, например, логика квантовой механики.
Формы мышления
Формальная логика дает такое определение трем видам мышления:
- понятие – самая простая мысль, которая дает человеку описание и определение существенных и отличительных признаков того или иного предмета;
- суждение – форма интеллектуальной деятельности, которая предполагает наличие логической связи между двумя понятиями;
- умозаключение – такое мышление, которое основано на том, что из определенных суждений на основе логических связок получаются определенные итоги, выводы.
Презентация: "Основные понятия логики. Умозаключения"
Как видно, умозаключение – самый сложный по построению мыслительный процесс, который предполагает свободное оперирование понятиями, суждениями и логическими связками.
Умозаключение и его составляющие
У понятия умозаключение есть синоним – рассуждение. Кстати, именно это слово чаще всего используется при построении логических конструкций. Его используют и тогда, когда выделяют виды умозаключений.
Чтобы можно было о чем-то рассуждать, нужно для начала составить о данном предмете собственное представление. В логике такие представления называются суждениями.
Суждения имеют три основные характеристики:
- Они могут быть простыми или сложными. В состав одного сложного суждения входит несколько простых.
- Сложные суждения подразделяются на разновидности в зависимости от логических связок, которыми соединены простые суждения в его составе.
- Могут быть либо ложными, либо истинными.
Всего есть шесть видов логических связок, на которых стоятся все человеческие суждения:
- Отрицание. Употребляется грамматическая конструкция, в составе которой есть частица «не» или наречие «неверно» (неверно, что сейчас светит солнце);
- Конъюнкция. Это понятие предполагает логическое умножение, а в грамматическом выражении употребление союза «и» (легко быть умным и красивым одновременно).
- Нестрогая дизъюнкция. Допускает предпосылки для существования нескольких явлений. Грамматически определяется союзом «или» (завтра пойдет дождь или выпадет снег).
- Строгая дизъюнкция. Взаимоисключающая конструкция, которая определяется союзом «либо» (либо я, либо ты).
- Импликация. Конструкция, в основе которой лежат простое суждение-посылка и простое суждение-следствие. Эквивалент в речи – союзная связка «если…то» (если сегодня понедельник, то завтра будет вторник).
- Эквивалентные суждения. Предполагается тождественность суждений в составе сложного (чтобы получить зарплату, необходимо отработать положенное количество часов).
Презентация: "Умозаключения урок ИКТ"
На основе того, какими логическими связками соединены суждения между собой, проверяется их правдивость и неправдивость. Для каждой логической связки есть свои определенные правила оценки на истинность и ложность каждого элемента конструкции.
Например, если взять сложное суждение с конъюнкцией, то оно всегда в целом будет ложным, если хотя бы одно из суждений в его составе ложное.
И если некоторые сложные суждения, которые имеют в своем составе несколько простых, довольно легко интуитивно оценить на истинность, то есть и невероятно громоздкие конструкции, которые невозможно разобрать без составления подробных схем и определения всех понятий и связок.
Для того, чтобы рассуждение было истинным, все его суждения-посылки должны быть истинными.
В составе умозаключения суждения должны быть связаны между собой на основании законов логики, среди которых основные – это:
- тождества;
- исключения третьего;
- противоречий;
- достаточного основания;
- деления.
Рассуждения бывают разной сложности и основываются на разном количестве суждений-посылок. Есть довольно простые умозаключения, которые сделаны с использованием одной посылки. Такие умозаключения называются прямыми. А вот участие в логической конструкции нескольких суждений именуется как косвенное умозаключение, в котором выводы делаются на основании нескольких посылок.
Разновидности умозаключений
Виды умозаключений могут быть оценены с помощью логических инструментов. Так, прямые умозаключения оцениваются на истинность и ложность по простому логическому квадрату.
Для начала необходимо определить субъект и предикат рассуждения.
Понятие субъекта – явление, на которое направлено рассуждение, а понятие предиката – то, что утверждается о субъекте.
Десять самых глубоких и удивительных пещер мира
10 необычных природных явлений, которые вас удивят
В том случае, если в рассуждении субъект – караси, а предикат – рыбы, логический квадрат будет выглядеть следующим образом.
Презентация: "Основы логики. Основные понятия"
Логический квадрат представляет собой четыре простых суждения, которые строятся по определенной последовательной схеме:
- отношение подчиняющего (все караси – рыбы) – угол квадрата А;
- отношение частичной совместимости (некоторые рыбы – караси) – угол квадрата И;
- отношение подчиненного (верно, что все караси рыбы) – угол квадрата О;
- отношения противоположности (неверно, что все рыбы – караси) – угол квадрата Е.
И далее на основании понятий истинности и ложности суждений в логическом квадрате происходит оценка каждого рассуждения:
Например, если взять отношение частичной совместимости понятий (некоторые рыбы – караси), то из него могут следовать как ложные выводы, так и истинные. А из истинного подчиняющего умозаключения (все караси – рыбы) следует только истинное отношение подчинения (верно, что все караси – рыбы), и здесь не может быть ложного суждения.
Косвенные виды умозаключений
Разделение косвенных умозаключений на виды происходит по тем связкам, на основе которых из суждений-посылок производится истинное суждение-вывод.
Существует всего три связки между посылками и выводами: дедукция, индукция, аналогия.
Соответственно, косвенные умозаключения и их виды:
- дедуктивная интеллектуальная деятельность;
- индуктивная интеллектуальная деятельность;
- рассуждение по аналогии.
Дедуктивное умозаключение
Суждение, в котором из некоторого количества суждений-посылок, относящихся к категории общих, делается вывод – заключение для определенного конкретного случая.
Например, государство заботится обо всех гражданах, я – гражданин, государство заботится обо мне.
Из общего понимания задач государства и знаний о своем официальном подданстве, путем сужения области значений, можно сделать вывод, определив себя как единицу, на которую распространяется действие общего правила. Пройти путь от большего к меньшему, от целого к части.
Презентация: "Элементы логики в пропедевтическом курсе инфомматики и ИКТ"
Заключение, которое можно сделать на основании следования правилам дедукции, называется вытекающим выводом. Выводы дедуктивных умозаключений всегда верны, если все логические связки в них прошли необходимую проверку на истинность.
Дедуктивные умозаключения исследуются логикой как силлогизмы и имеют внутреннюю сложную классификацию, которая зависит от понятий, видов суждений, входящих в структуру общего рассуждения, и от логических связок между ними.
Индуктивные умозаключения
Такие виды умозаключений строятся по другому принципу. В его основу положена интеллектуальная обработка нескольких суждений-посылок индивидуального характера, а уже из них выводится некое общее правило.
Клен имеет зеленые листья, береза имеет зеленые листья, ольха имеет зеленые листья. Клен, береза, ольха – деревья. Все деревья имеют зеленые листья.
В этом умозаключении есть два вида посылок. Первая посылка дает индивидуальные понятия и характеристики определенных видов деревьев, вторая посылка объединяет эти виды в определенный класс и, согласно сделанному мыслителем заключению, все представители данного класса должны иметь такие же характеристики, как и рассмотренные в рассуждении индивидуальные случаи.
Как видно из предложенного примера, при рассуждениях путем составления индуктивных умозаключений легко ошибиться.
Но у индукции есть свои большие плюсы. Индуктивные рассуждения положены в основу многих гипотез, которые после проверяются разными путями на достоверность. В отличие от дедуктивного пути познания, который предполагает активное использование старых знаний и понятий, индукция – путь активного поиска новых решений.
Умозаключение по аналогии
Понятие умозаключения по аналогии основано на правиле, согласно которому вывод о похожести одних признаков субъектов делается на основании сходства других признаков этих же субъектов.
Иванова учится в пятом классе средней школы. Она знает шесть иностранных языков и умеет играть на семи музыкальных инструментах. Петров и Сидоров тоже учатся в пятом классе средней школы. Вероятно, они тоже овладели шестью языками и игрой на семи музыкальных инструментах.
Низкая вероятность правильности выводов умозаключений по аналогии никаким образом не вычеркивает этот вид рассуждений из познавательной деятельности человека. Скорее, наоборот, мотивирует на дальнейшие исследования в тех областях, где аналогия почему-то не сработала.