Основные методы исследования применяемые в курсовой работе
За весь учебный период студентам высших и средне – специальных учебных учреждений очень часто – иногда и не один раз за семестр – приходится выполнять курсовые работы. Что такое курсовая работа? Это работа, выполняемая каждым студентом на заданную тему. Обычно ее пишут по профильным предметам, изучению которых необходимо уделить особое внимание. В этой статье буден дана информация методах исследования в курсовой работе. Читатель узнает, каковы основные правила написания, что такое задачи и цели, а также многое другое.
В случае возникновения трудностей в написании данного раздела, рекомендуем обращаться к специалистам портала.
Содержание
Какие основные правила учитывают при написании?
Любой качественный проект должен быть:
- уникальным;
- актуальным;
- представлять научное или практическое значение;
- оформленным, в соответствии со стандартами.
Для того чтобы качественно написать подобный проект, студент должен изучить методические указания, а так же бывать на всех занятиях, посвященных его выполнению.
Любой проект состоит из трех разделов – введения, основного раздела и заключения. Выполнение каждого из них – обязательно. Основной раздел, в свою очередь, состоит из теоретической и практической части. Иногда, студенты первых курсов пишут только теоретические работы. Но неотъемлемая часть любого курсовика, даже состоящего только из теоретической части – это исследование. Его проводят, чтобы решить поставленные перед автором задачи и достигнуть цели, которая ставится в начале любого курсовика.
Далее мы рассмотрим такой важный аспект, как методы исследования в курсовой работе, узнаем, как формируется методологическая база проекта, поговорим о таких понятиях, как проблема исследования, объект и предмет исследования.
Что такое методы исследования?
Исследованием называют процесс поиска до этого момента не известных знаний или фактов. Его методы – это способы, при помощи которых оно проводится. Именно они позволяют автору курсовой работы решать задачи и достигать цели, поставленной перед ним.
Говоря о таком понятии, как метод исследования, необходимо упомянуть и другие термины. Такие, как цель, задачи, объект и предмет исследования. Все они должны быть раскрыты в первой части курсовой – во введении, а в заключении автор должен обязательно сказать о том, была ли достигнута поставленная в начале цель.
Итак, цель – это результат, которого должен добиться студент в ходе выполнения курсовика.
Задачи – это способы, используя которые можно достигнуть данного результата.
Объект исследования – это явление или процесс, который изучается студентом при написании курсовой.
Предметом исследования является отдельно взятая проблема в рамках изучаемого процесса.
Методология, примененная в каждом отдельном курсовике, должна быть описана в первой его части – во введении. Существуют специальные способы, которые невозможно применить в других отраслях. К ним относят, биоиндикацию или физическое моделирование, а есть универсальные способы. Часто их называют общими теоретические и практические.
Теоретический способ заключается в проведении анализа какой-либо проблемы.
Практический способ помогает описывать различные явления, которые являются неотъемлемой частью любого исследовательского процесса.
Теоретические методы
Они обладают следующими признаками:
- абстрактность;
- обобщенность.
С помощью таких способов информационная база может быть систематизирована.
К теоретическим средствам познания относят следующие:
Десять самых глубоких и удивительных пещер мира
10 необычных природных явлений, которые вас удивят
- аксиоматический;
- формализацию;
- гипотетический;
- абстрагирование.
Кроме того, существуют общелогические приемы, среди которых выделяют:
- анализ;
- синтез;
- моделирование;
- дедукцию;
- аналогию.
Аксиоматическая методика подразумевает принятие каких-либо известных до выполнения курсовика знаний без доказательств. Пример использования такой методики часто встречается в точных науках.
Формализация предполагает, что исследуемая область будет представлена, как совокупность каких-либо признаков, которые способствуют лучшему ее изучению.
Гипотетическая методика основывается на выдвижении гипотез при изучении проблемы.
Основа абстрагирования – это отвлечение от несущественных признаков объекта. С помощью данной методики выделяются действительно важные стороны проблемы.
Научный анализ предполагает разложение исследуемого материала на простейшие составляющие, что позволяет уделить больше внимания каждой из них.
Синтез является противоположным анализу приемом. Его основа – это объединение различных частей в единое целое.
Основа моделирования – перенос существующего объекта в модель, которая создается исследователем.
Дедукция обеспечивает переход от частного признака к общему.
Аналогия позволяет сравнивать предметы между собой и присваивать признаки одного предмета другому, похожему на него.
Таким образом, теоретическая часть любого проекта включает некоторые из представленных способов познания. Практический раздел познается с помощью эмпирических методов – с их помощью автор описывает конкретные явления, собирая факты.
Эмпирические методы
К эмпирическим способам относят:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент.
Наблюдение – это самый простой методический подход. Он использует деятельность различных органов чувств и не зависит от желаний или ожиданий исследующего.
Сравнение предполагает, что изучаемых предметов будет несколько, а студенту необходимо выделить их общие черты и найти отличия.
Измерение – самый точный из всех методов, которые только могут существовать, он позволяет определить параметры изучаемого предмета.
Эксперимент позволяет убедиться в правоте какого-либо положения или опровергнуть его. Именно этот способ позволяет опровергнуть существующий до проведения исследования научный принцип.
База исследования для курсовой
В данном случае подразумеваются приемы и методы, которые будут использоваться для каждого студенческого проекта. Они во многом зависят от темы и предмета, в рамках которого выполняется работа. Для того, чтобы основательно подойти к данному вопросу, можно использовать уже выполненный проект на аналогичную тему, как пример.
Чтобы правильно подобрать методы для написания своего курсовика, необходимо проверить их на соответствие следующим требованиям:
- адекватность предмету и объекту познания, задачам и цели работы;
- современность;
- прогностичность (научная обоснованность);
- логичность;
- взаимосвязанность.
Если способы, используемые вами, подходят под вышеперечисленные определения, то они будут являться корректными.