Эссе: что такое, и как его писать
Умение писать эссе сейчас имеет большое значение, поскольку тексты в этом жанре чаще всего требуют от учеников и абитуриентов на экзаменах, а также от кандидатов при приёме на работу. Многие не до конца понимают, что такое эссе, потому у них возникают сложности.
Содержание
Что такое эссе: задачи, характеристики, типы
Это литературный жанр, небольшое сочинение, целью которого является изложение своего мнения по какому-либо вопросу. Позицию нужно подкрепить логичными доводами и аргументами.
Происхождение слова «эссе» французское, от «essai» – очерк, опыт, проба. В свою очередь, слово «essai» пришло от латинского «exagium» – «взвешивание». Так что, по сути, автор, когда пишет эссе, занимается взвешиванием аргументов и изложением на бумаге своей точки зрения, основываясь на собственном опыте.
Цель и признаки
У этого жанра есть следующие особенности:
- Небольшой объём. Требования могут отличаться в зависимости от темы и ситуации, однако растягивать эссе нет смысла. Например, рекомендованный максимальный объем для студентов Гарвардской бизнес-школы — два листа рукописного текста, а российские вузы требуют уложиться максимум в десять печатных листов.
- Тема всегда конкретная. Ей не свойственны символические высказывания, образность и размытые суждения, которые каждый может понять по-своему. Тезис, который выдвигается в теме, выражен чётко и ясно. Раскрытие темы идёт, отталкиваясь именно от него.
- Содержание всегда субъективно, поскольку цель задачи — выразить своё мнение, продемонстрировать свои познания. Именно поэтому одна и та же тема может быть раскрыта разными людьми по-разному. Так и должно быть.
- Парадоксы. Сейчас этот признак эссе часто опускается, но многие лингвисты уверены, что парадоксальность высказываний, яркие тезисы, столкновение, казалось бы, противоречивых и нелогичных аргументов — неотъемлемая часть жанра, поскольку он призван удивить читателя.
- Простота изложения мыслей. В отличие от сочинения-размышления или реферата нужно вести повествование максимально просто и понятно, избегать сложных речевых оборотов и синтаксических конструкций, клишированных слов и фраз.
- Логичность повествования, смысловое единение текста. Возможно, по этой причине сейчас и пропускаются парадоксальные высказывания и тезисы, ведь нужно быть настоящим мастером слова, чтобы сделать два противоречивых тезиса взаимодополняющими.
- Разговорный стиль изложения. При этом нужно соблюдать баланс, чтобы повествование не было излишне небрежным. Также важно исключать употребление сленга, если его использования не требует смысл и тема в обязательном порядке.
Одно из ключевых заданий на ЕГЭ по английскому языку является написание эссе. Вы легко справитесь с этой задачей, зная простые правила и фразы-клише: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-angliyskomu.html.
Классификация
Существует несколько классификаций — в зависимости от темы, цели и способа повествования.
Каждая классификация имеет множество видов эссе за счёт свободности повествования этого жанра, потому перечислить их все очень сложно. Выделяют две общие группы эссе:
- личностное, цель которого — раскрыть какую-либо сторону личности или особенности, характера автора текста;
- объективное — где необходимо проанализировать или описать какие-либо ситуации или явления, не связанные с автором.
С точки зрения литературной формы можно выделить такие виды эссе, как:
- рецензии;
- заметки;
- миниатюры;
- мемуары;
- корреспонденция и многие другие.
Исходя из того, с какой целью пишется эссе, их можно классифицировать по содержанию:
- исторические;
- литературно-критические;
- философские;
- художественные;
- художественно-публицистические и так далее.
По способу выражения мысли эссе могут быть:
- повествовательными;
- критическими;
- описывающими;
- аналитическими;
- рефлективными и прочее.

Чтобы написать хорошее эссе, нужен продуманный план, веские аргументы и проявление индивидуальности автора
Писать сочинение на ЕГЭ по литературе может показаться сложным занятием. Но зная простые правила и приёмы, вы сможете получить высший балл за работу. Читайте об этом в нашей статье: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-literature.html.
Как писать эссе: общие правила
Особенность этого жанра — полная свобода построения структуры и выражения мыслей. Единственное чёткое правило — надо недвусмысленно высказываться по заданной теме, которая выступает в роли заголовка.
Наиболее часто рекомендуемая структура эссе:
- введение;
- тезис-аргумент;
- вывод.
Тезисов и аргументов может быть столько, сколько нужно автору для раскрытия темы и сколько позволяет максимально требуемый объем текста. Вместе с тем это рекомендуемая, но не обязательная структура. Она может быть и произвольной. Вывод разрешено представить в виде тезиса в начале, а в самом тексте его аргументировать. Либо можно выдвинуть тезис, который опровергается по ходу эссе, а вывод выносится абсолютно противоположный первоначальному тезису. Также допустимо представить несколько тезисов и аргументов, а затем сделать вывод. Возможен и любой другой порядок изложения мыслей.
Также обратите внимание, что обычно читатель имеет общее представление о тематике эссе, поэтому отсутствует необходимость раскрывать специфические термины и объяснять сложные нюансы. Надо просто высказаться на заданную тематику.
В наше следующем материале вы узнаете об особенностях написания эссе по русскому языку: https://tonusmozga.ru/ucheba/esse-po-russkomu-yazyiku.html.
План, примеры, шаблоны
Поскольку чёткой структуры нет, то и конкретный шаблон плана тоже отсутствует. Для тех, кому нужна «канва» при подготовке текста, можно воспользоваться стандартной:
- Вступление, во время которого выдвигается основной тезис. Например:
Однажды я участвовал в региональном патриотическом конкурсе, для которого проводил социологические исследования. Их результат натолкнул меня на мысль, что современная молодёжь уже почти не интересуется историей родного города. Это плохо влияет на подрастающее поколение.
- Основная часть, в которой выдвигаются аргументы для подтверждения основного тезиса. В случае с приведённым ранее примером нужно доказать, почему снижение интереса к истории города плохо влияет на подрастающее поколение. Важно следить за тем, чтобы не произошло подмены тезисов: сначала нужно привести аргументы в доказательство того, о чём шла речь во вступлении, и только потом (при необходимости) выдвигать следующий тезис. Если есть желание или необходимость, таким же образом выдвигаются следующие тезисы с аргументами, вытекающими из предыдущих.
- Вывод, который подытоживает все сказанное (написанное).
Другой вариант — пойти от обратного. Но это может быть сложнее.
- Вступление, в котором автор задаёт интересующий его вопрос и сам же ищет на него ответ во время написания эссе. Например:
Недавно я посетил краеведческий музей и был крайне удивлён: в день его открытия присутствовало очень мало молодых людей, несмотря на то, что это было грандиозное культурное событие. Этот факт натолкнул меня на мысль, что современная молодёжь почти не интересуется историей города. Я задался вопросом, действительно ли это так.
- Далее в основной части необходимо найти ответ на выдвинутый вопрос путём приведения реальных аргументов для себя и читателя. Важно не забыть, что текст пишется именно для читателя, потому повествование должно быть интересным. Как и в случае с предыдущей структурой, нельзя допустить подмены тезисов. Абстрактные аргументы, домыслы и нелогичные доводы не ценятся. Более того, они напоминают газетные штампы «жёлтой прессы», а штампов желательно избегать. Примером таких аргументов является:
- «Если дети не пришли на открытие краеведческого музея, то их однозначно не интересует история родного края» (это домысел).
- «После открытия краеведческого музея я провёл опрос в социальных сетях, в котором приняло участие 4 000 учащихся 5–9 классов. 67% респондентов не смогли ответить правильно больше чем на пять вопросов из тридцати об истории родного города, а 42% утверждали, что им это даже неинтересно. На основе этого становится понятно, что большинство детей от 11 до 15 лет не воспитываются в патриотическом ключе» (вывод сделан на основе статистических данных).
- Вывод, к которому автор пришёл в процессе размышления. Этот пункт обязательный.
Эссе нужно писать не только на ЕГЭ по литературе и русскому языку. Это задание входит в экзаменационный билет по обществознанию. Как его написать, узнаете из нашей статьи: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-obshhestvoznaniyu.html.
Критерии проверки текстов

Произвести впечатление на членов комиссии несложно, для этого понадобится персональный подход к теме эссе и умение красиво излагать свои мысли
Во время проверки работы обычно ориентируются на следующие критерии:
- Данные и аргументы, представленные в тексте. При желании можно написать два листа текста «ни о чём», но в случае с эссе это вряд ли высоко оценят. Необходимо привести логичные аргументы и данные, подтверждающие выдвинутые автором тезисы. Комиссия оценивает информативность текста, уместность аргументов и умение доказывать свою точку зрения с их помощью.
- Богатство речи, умение полно высказывать своё мнение, лексические и синтаксические способы выражения мысли. Эссе не должно быть сухим перечнем тезисов и аргументов, оно должно быть легко читаемым. Идеальный текст — тот, от которого читатель получает удовольствие.
- Индивидуальность, роль личности автора. Такой жанр, как эссе, требует, чтобы личность автора и его точка зрения выходили на первый план, потому клишированные фразы, слова и аргументы не приветствуются.
- Отсылки к персональному опыту автора. Поскольку цель — выразить собственное мнение, отсылки к реально существующему опыту не только не будут лишними, но и обычно поддерживаются при оценке эссе. Например, если тема связана с событиями во времена Второй мировой войны, можно упомянуть недавний поход в музей, где представлена солдатская форма того времени.
- Оригинальность. Обычно читателей цепляют оригинальные и нестандартные тексты, так сказать, «с изюминкой». Если автор не сторонник юмора или необычных, присущих только ему высказываний, выжать их из себя очень тяжело, а подражание кому-то скрыть очень сложно. И все же большим плюсом будет умение выразить в эссе свою индивидуальность. Но сделать это нужно так, чтобы используемые способы были уместны и лексически грамотны.
- Честность и объективность — особенно если необходимо писать личностное эссе. Некоторые авторы стараются приукрасить действительность и показаться умнее, талантливее или опытнее, чем они есть на самом деле, поэтому рассказывают о несуществующем опыте или присваивают себя несуществующие достижения. Например, если ученик 9 класса написал, что имеет семилетний опыт работы в сфере экономики и торговли, обман будет заметен сразу. Если в эссе для урока литературы или экзамена по психологии комиссия может это пропустить, то при приёме на работу или стажировку на такую выдумку сразу обратят внимание.
Одним из заданий в ЕГЭ по истории является эссе. Для его написания нужно выбрать тему об историческом событии из списка предложенных и раскрыть её. Об особенностях подготовки работы читайте в нашем материале: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-istorii.html.
Писать эссе — несложно, а порой даже приятно, поскольку в этом присутствует изрядная доля творчества. Если изучить принципы подготовки текста такого жанра, внимательно вычитать готовый материал на предмет ошибок и опечаток, подойти к процессу подготовки с ответственностью, то результат с большей вероятностью будет положительным.